Французский стиль
Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине 17 в.
Характерная черта регулярного стиля — безраздельное господство дворца над окружающим садом или парком.
Регулярный стиль садового искусства находится в русле идей классицизма. Его лейтмотив — порядок, чёткость плана и строгость линий. Чаще всего, панорама такого парка разворачивается в одной плоскости. Если же рельеф этого не допускает, то территория оформляется в виде просторных террас, которые заканчиваются подпорными стенками и соединяются между собой
Основные элементы:
- Безраздельное господство дворца над окружающим садом или парком.
- Дорожки расположены параллельно или перпендикулярно друг другу, иногда по диагонали четырехугольника или по правильной окружности, либо лучами из композиционного центра.
- Деревья посажены так, чтобы образовывать чёткие и одновременно симметричные композиции, их кроны аккуратно сформированы.
- Кустарники обрезаны под какую-либо геометрическую фигуру, либо высажены в стриженых живых изгородях.
- Цветники, водоёмы и газоны имеют правильную геометрическую форму, во всём царствует симметрия относительно центра дома, въездных ворот и т. п.
- Сад в регулярном стиле требует очень тщательного ухода, так как естественный рост растений приходится постоянно сдерживать.




Регулярный стиль узнать легко. Это обширные партерные пространства, главенство дома, строгая симметрия, прямые линии, зеркальности. Главный вход располагается обычно в нижней части парка, а центральная — в верхней.
Характерными элементами французских садов являются широкая центральная аллея, обсаженная двумя-тремя рядами лип или кипарисов, водные каналы регулярной формы, обширные партеры без деревьев, стриженые боскеты и аллеи, оформленные на пересечении скульптурами и фонтанами.
Всю территорию сада пересекает главная ось, кроме неё, есть ещё второстепенные. Они тоже могут отходить от центра и образуют трёхлучие. Это классический приём оформления дворцовых ансамблей. На пересечении параллельных дорожек образуют площадки, где размещаются небольшие фонтаны с тематическими скульптурами. Например, по главной оси могут находиться скульптуры «главных» богов, а на второстепенных — нимфы, русалки, речные божки. Кроме того, есть площадки закрытого типа. Они располагаются в боскетах.
Аллеи располагались строго параллельно, звездообразно или в виде правильного многоугольника, рассечённого диагоналями и имеющего посередине какой – либо центральный объект (партер, театр, бассейн и т. д.). Перекрестки устраивались или под прямым углом, или в виде звезды; клумбы – круглые, овальные или многогранные. Группы зелёных насаждений размещались геометрически правильно. Цветники, водоёмы и газоны имеют правильную геометрическую форму, во всём царствует симметрия относительно центра дома, въездных ворот т.п.
Основой всякого парка считалась согласованность с ландшафтом, согласованность, иногда нарушающая симметрию. Строитель парка должен был стремиться к естественности и отказываться от всего необычного. Например, зелёный откос следовало предпочитать большой подпорной стене, стриженый зелёный свод – сложной трельяжной конструкции. Не рекомендовалось устраивать густые и мрачные сады, а также слишком увлекаться созданием открытых пространств. По теории, напротив дома или дворца следовало устроить большую аллею с двумя – четырьмя рядами деревьев, завершавшуюся разрывом на границе сада. Этот приём, получивших название «ах-ах», позволял неожиданно раскрыть вид на окружающий ландшафт.
Французским зодчим приходилось использовать малейшие неровности местности, что привело к таким характерным приёмам, как боулингрин, то есть заниженный участок газона, нарушал однообразную ровную поверхность почвы.
Особенная гордость регулярного стиля — ровные зелёные газоны. Они могут придать партерной части сада парадность, а отдалённой части — порядок и уравновешенность.




Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине 17 в.
Характерная черта регулярного стиля – безраздельное господство дворца над окружающим садом или парком.
Цветочное оформление участка в регулярном стиле довольно лаконично и просто. Как правило, это одно или двухцветная кайма из низких однолетников, либо бордюр из стелющихся растений.
Главное место у дворца или дома во французских парках отводилась партерам, которые устраивались в основном из сплошного или вырезного газона, окаймлённого низким бордюром из самшита или небольшой дорожкой посыпанной песком. Их создателем является королевский садовник Ж. Молле. Помимо цветов он вводит в партеры травы, стриженый буксус, а также «мёртвый» материал – песок, толчёный кирпич, уголь. Иногда партеры сплошь засаживали цветами или ставили кадки с подстриженными деревьями. Керамические ёмкости с цветами размещали в определённом ритме, по симметричным схемам.
Молле стремился к композиционной увязке элементов сада, объединяя его квадрату фонтаном. Он развивает итальянский боскет: создаёт высокие стриженые стены из граба, образующие зелёные залы.
Самую большую часть парка занимали боскеты, классификацию которых впервые дал Держан-виль. И. Блондель в четвёртом томе «Курса архитектуры» отметил, что боскет может быть использован как открытый манеж, помещение для танцев, театр из зелени, лабиринт. Кроме закрытых боскетов, создавались открытые посадки – кенконс. Это были прямоугольные площадки, осаженные по квадратам высокоствольными деревьями так, что вид во все стороны был открыт. Кроны деревьев искусно подстригали.
Лесные массивы прорезались просеками для верховой езды и охоты. Спокойная гладь воды, типичная для французского ландшафта и неотъемлемая часть оборонных сооружений замков, органически вошла во французские парки, превратившись в каналы и изысканно оформленные водные партеры.
Важный элемент классического стиля – вода. Она находит своё воплощение в бассейнах с фонтанами, каскадах и пристенных фонтанчиках. Здесь тоже всё подчинено законам геометрии: водоёмы имеют строго симметричную, чаще всего прямоугольную форму.
Эти черты французских садов составили основу для их дальнейшего развития. Влияние итальянского садово- паркового искусства лишь ускорило этот процесс и по-настоящему проявилось в стремлении к целостному планировочному решению – увязке дома с садом, развитию продольно - осевой композиции, единству всех частей и по возможности террасированию рельефа. Но и эти приёмы реализуются по-своему. Всё это предопределило появление нового стиля, который благодаря своей завершённости и непревзойдённости в развитии регулярного стилевого направления получил название классического (или регулярного).
Регулярный стиль за время своего существования пережил периоды расцвета и упадка, оброс новыми приёмами и в таком виде дошёл до наших дней. Его можно встретить в центральных частях садов и парков, насыщенных архитектурными сооружениями, а в городах - на площадях и скверах. Никакой другой стиль не может создать такое ощущение торжественности и парадности.
Сад в регулярном стиле требует очень тщательного ухода, та как естественный рост растений постоянно приходится сдерживать.
В нашей стране классические образцы – садово- парковые ансамбли Петербурга и его окрестностей. Регулярный сад можно создать и в частных владениях. Но при одном условии: во всей красе французский стиль можно представить только на большой территории.



