Японский стиль

Японский стиль – мода на японские сады держались в Европе довольно долго, да и сейчас интерес к этому стилю не ослабевает. Основы данного стиля позаимствованы японцами у китайцев, которые они далее развили в соответствии со своим миропониманием. Первые японские сады создавались мудрецами философами. Они считали, что раскрытие тайн бытия заключено в познании природы и её созерцании. Кроме того, японцы всегда поклонялись горам, водопадам и деревьям.

Японский сад предполагает создание модели устроения мира, где каждая стихия имеет своё место и предназначение.

Японские сады делятся на несколько видов, в зависимости от основы, на которой акцентируется внимание. Это могут быть сады камней, деревьев, времён года или мхов. Допускается и смешивание вышеперечисленных элементов в одном саду, при этом, большое значение придаётся расстановке камней. Считается, что каждый камень имеет своё лицо, свой характер и положение. Располагать их следует справа налево, поскольку считается, что именно так перемещает свой взгляд человек.


Основные элементы:

В композиционном и цветовом решении японские сады тесно связаны с живописью и рассчитаны на восприятие зрительного пространства по законам живописи. Мягкость красок, приглушённость цветов делает такие сады похожими на картины, выполненные одноцветной тушью.

Немаловажную роль в японском саду играет и вода. Она словно зеркало отражает живописные картины ландшафта. Кстати, в традиционных японских садах вы не найдёте фонтанов: водный источник должен казаться частью естественной среды, искусственность только портит очарование.

Излюбленный приём японцев – сухой поток. Вода символически изображается на гравии параллельными линиями или концентрическими кругами. Задача зрителя – не просто созерцать застывшую картину, а, включив воображение, действительно увидеть, как в воду погружается камень, и от него кругами расходятся концентрические волны.

Главные атрибуты японского сада – каменная пагода как символ буддийского храма, каменная чаша цукубай для омовения рук как источник очищения, каменные фонари – освещение пути идущему. Фонарики японцы располагают у подножия горы, на острове, на берегу озера и в других местах, причём обязательно в комбинации с камнями, кустарниками, деревьями. Ещё один обязательный приём – водоём с островом посередине. Он украшается беседкой, пагодой, фонарём или фигурами журавля и черепахи (последние символизируют долголетие, мудрость, гармонию).

Неотъемлемой частью сада являются дорожки, мосты, скамьи, светильники, ограды и ворота. Они выполняются из природного материала – бамбука, древесины различных пород, камня и иногда металла, как правило, чугуна. Любое лакокрасочное покрытие, закрывающее текстуру материала, исключается. Особенно ценится «старость» элемента ландшафта – мхи или лишайники на камне, патина или ржавчина на металле, потемнение дерева и прочее.

Жилой дом органично вписывается в природу и не является доминантой. Мостики в саду делают прямыми или изогнутыми полукругом. Дорожки не привлекают к себе много внимания, они лишь часть пейзажа, но при этом каждая из них неповторима.

Композиция японского сада – асимметричная. Хотя растительный мир Японских островов богат, использование растений в саду очень лаконично – это невысокие кустарники и деревья, спокойный, сдержанный колорит, преобладание хвойных и вечнозелёных растений.

Японскому саду чужда статичность. Он состоит из серии продуманных пейзажей, разворачивающихся перед посетителем с определённых точек и меняющихся во время передвижения по заранее рассчитанным маршрутам.
Не стоит ждать от японского сада «восточной красоты». Его нужно понимать и принимать внутренне. Это национальный вид искусства, который помогает человеку обрести гармонию.

Японский сад и сад европейский… Они не только различны, но в значительной мере противоположны по своей философии, замыслу, эстетике. Основной идеей европейского садово-паркового дизайна на протяжении веков была победа над природой, европейский сад - символ торжества художественного замысла человека над природным хаосом, подчинение природной красоты человеческой воле. Японский сад, в противоположность европейскому, подразумевает, что в природе всё гармонично, а человек лишь может более полно постичь, раскрыть одухотворённость и замысел природы, посредством создания сада. Идея японского сада – человек лишь выражает волю природы.