Сад камней

Постижение красоты природы – один из путей постижения истины, согласно философии дзен-буддизма. Сад камней, один из видов японского сада, создаётся по принципу гармоничного равновесия всех элементов сада, в котором есть и динамика, и статика, и порядок, и свобода.

К камню в Японии сложилось особое отношение. В отличие от европейцев, жители этой страны считают, что высшим творением природы является не человек, а именно камень. Его ассоциируют со священной горой, соединяющей земной мир с небом, обителью богов. У камня есть свой дух, которому японцы поклоняются, приносят жертвоприношения, приходят к нему со своими радостями и просьбами.

Японский сад – это «сад камней», так как камень был и остаётся его основным элементом. С развитием и распространением учения Дзен роль камней только усилилась. Призывая понять истину через созерцание, заставляя работать воображение, сады приобрели вид, доведённый до абсолютного символизма. В итоге камень становился единственным средством передачи красоты и величия природы.


Основные элементы:

Знатоки загадочной японской души говорят: в каждом камне нужно рассмотреть свойственное только ему «лицо» и «позу» и определить роль в композиции: будет он лежать, стоять, прислоняться к дереву или «убегать» с участка. Вертикально стоящий камень обозначает крутые горы, булыжник – мягкие склоны, речная галька изображает реку, морская – море.

Пожалуй, никому в мире не дано разгадать истинный смысл японских каменных садов. Основная территория здесь засыпана песком или мелкой галькой, а на ней словно в беспорядке разложены группы неотёсанных камней. Но хаотичность – лишь первое впечатление. Композиции располагаются по особым правилам, основанным на философии дзен – буддизма. Например, три камня в группе – это воплощение буддийской триады.

Сады камней предназначены для медитаций. Они учат видеть прелесть обычного и изящество простоты.

Японцы считают, что начало всей природы заложено именно в камне, поэтому камень  - основной элемент сада. Сутэ – иси – искусство расстановки камней считалось главным в работе художника сада. Известно, что в Японии есть сады камней, где почти нет растений – при сооружении используются лишь камни и кварцевый песок. Камни для сада подбираются тщательно по форме, породе камня, размеру, в соответствии с композицией каждого сада. Японцы делят камни на пять разновидностей: статуя, низкая вертикаль, плоский, лежачий и изогнутый. Из камней создаются отдельные группы и композиции. Наиболее распространённая композиция, включающая один центральный камень и два прилегающих меньшего размера.

Ярким примером сада камней является сад монастыря Реандзи, созданный в конце 15 – начале 16 века, в древней столице Японии Киото. Сад представляет собой прямоугольную площадку 23*19 метров, расположенную перед домом с верандой. Веранда является местом его созерцания, поскольку на заднем плане расположена невысокая стена, за которой расположены, в виде фона, группы деревьев. На площадке, покрытой белым песком, расположены группами 15 камней. Песок расчёсан специальными  граблями таким образом, что борозды идут параллельно длинной стороне сада и образуют  концентрические круги вокруг каждой группы из 2-3 или 5 камней. Самым главным является то, что на какой бы точке веранды вы не находились, из 15 камней можно одновременно наблюдать только 14. В целом сад  создаёт впечатление моря, омывающего группу островов, или наоборот представляется, что вы находитесь высоко над землёй и наблюдаете сверху пелену облаков, сквозь которые выступают высокие горные вершины.

Узоры, выкладываемые на дорожках сада камней, японцы превратили в настоящее искусство.

Рисунок дорожек несёт символический смысл. Самая известная символика: круг, выложенный из камней, означает небо. Квадрат – землю, узор из неравных треугольников – зиму, стилизованные цветы – весну.

Недавно стало известно, что исследователи из Киотского университета в Японии просчитали принцип создания совершенного дзеновского сада камней. При помощи компьютера они проанализировали один из известнейших садов камней в мире, расположенный в киотском храме Реандзи. Специалисты пытались выяснить, почему он производит столь умиротворяющее воздействие на сотни тысяч посетителей, приходящих сюда в течение года. В итоге выяснилось, что на первый взгляд хаотичный микропейзаж из камней и мха выложен по очертаниям древесных ветвей и общий рисунок, который можно получить при соединении линями вершин камней между собой, благотворно воздействует на подсознание и душевное равновесие.