Китайский стиль

История китайского сада насчитывает несколько тысячелетий. Идеальный китайский сад – это проекция души его хозяина, маленькая «модель Вселенной». Каждая его деталь символизирует какие-либо составляющие мира, женское и мужское начала. Здесь не найти характерных для европейских садов аллей со статуями, газонов. Жители Поднебесной никогда не стремились улучшить природу. Для них сад означал приобщение к духовному началу, разлитому в природе.

В Древнем Китае не только император и его приближённые строили для себя парки. Каждый состоятельный человек стремился обзавестись небольшим садом, где можно было принимать гостей, заниматься живописью или сочинять стихи. Сегодня в Пекине можно найти множество великолепных образцов садово-паркового искусства: императорский сад в Запретном городе, парк Бей Хай с Белой Пагодой в центре, парк Восьми Прекрасных Видов, сад Величественного Вида и пр.

Каждый из них не похож на другие. Например, храмовые парки располагаются вокруг религиозных святынь, создают настроение идей даосизма и буддизма, являют собой образ рая на земле. Императорские парки создавались для императора и членов его семьи, простым смертным вход в них был закрыт. Их можно найти вблизи загородного дворца или в глубине леса, на берегу озера. Здесь устраивалась императорская охота, и совершались религиозные церемонии. Южные личные сады изначально были обителью китайских помещиков и чиновников. В них искали покоя и уединения.


Основные элементы:

В Древнем Китае не только император и его приближённые строили для себя парки. Каждый состоятельный человек стремился обзавестись небольшим садом, где можно было принимать гостей, заниматься живописью или сочинять стихи. Сегодня в Пекине можно найти множество великолепных образцов садово-паркового искусства: императорский сад в Запретном городе, парк Бей Хай с Белой Пагодой в центре, парк Восьми Прекрасных Видов, сад Величественного Вида и пр. Каждый из них не похож на другие. Например, храмовые парки располагаются вокруг религиозных святынь, создают настроение идей даосизма и буддизма, являют собой образ рая на земле. Императорские парки создавались для императора и членов его семьи, простым смертным вход в них был закрыт. Их можно найти вблизи загородного дворца или в глубине леса, на берегу озера. Здесь устраивалась императорская охота, и совершались религиозные церемонии. Южные личные сады изначально были обителью китайских помещиков и чиновников. В них искали покоя и уединения.

Сегодня садово-парковое искусство Китая ставят в один ряд с каллиграфией и живописью: некоторые способы построения ландшафтных композиций были заимствованы именно из них. В этих садах сложно найти грань между естественным и искусственным:  здания, пагоды и беседки гармонично вписаны в природный ландшафт. В китайском саду вы обязательно найдёте дикие камни и заросшую травой дорожку, ручьи, деревья и притягивающие взгляд цветущие кустарники.

Кстати, о растениях. В культуре Китая довольно оригинально трактуется подборка флоры. Природа страны отличается разнообразной растительностью, но в саду можно увидеть лишь те растения, которые получили высокую оценку в китайской традиции. Например, «благородные» цветы, пион, хризантема, орхидея, лотос. Кроме того,  в китайском саду не найти поросших травой площадок – земля всегда посыпана галькой или вымощена камнем.

Что касается деревьев, то их в списке немного: сосна (символ благородства духа), бамбук (стойкость и надёжность), персик (любимое дерево небожителей) и ещё несколько пород. Отдельной строкой идут карликовые деревья – бонсай, характерные как для китайской, так и для японской культуры. Для контраста их нередко ставили рядом с кустарниками нормальных размеров, вовлекая тем самым зрителей в игру перепада масштабов.

Часто в саду создают уголки, соответствующие всем четырём временам года. В зимней части сажают сосну и другие хвойные. Весенний сад украшает цветущая сакура, жимолость, миндаль и фиалки. Летний сад украшают – дуб, бук, ясень, платан. Осенний – клёны, радующие глаз своим сезонным разноцветьем.

Обязательный элемент китайского сада – камни. Правильно расположить их в саду – значит ввести пространство в космический круговорот энергии. Больше всего в Поднебесной ценятся камни причудливой формы, поднятые со дна озера Тайху – они считаются воплощение жизненной силы космоса. Подземные ручьи озера пробуравливали природный материал камня, создавая причудливые формы и пустоты внутри. По цене эти камни не уступают античным статуям в Европе.

Во все времена сочетание камней с архитектурными постройками и общим видом сада тщательно продумывалось. На эту тему даже писались трактаты. Например, в энциклопедии «Слово о живописи из Сада с Горчичное Зерно» изложен принцип расстановки камней в садах: «Большой камень и маленький связаны между собой, словно шахматные фигуры на доске. Маленькие камни возле воды подобны стайке детей, охвативших расставленными руками горумаму. В горах большой камень будто ведёт детей. В этом и состоит родство между камнями…  Секрет раскрывается одним словом – они живые».

Однако камни в китайском саду не только располагали на плоскости. Из них сооружали так называемые искусственные горы. Высотой в три метра, с пещерами и гротами, они располагались на берегу водоёмов, символизируя древние представления о Мировой Горе и Мировом океане.

Ну а что же вода? В традиционном китайском саду обычно находится центральный водоём и несколько дополнительных потоков. Это символ вечности, непрерывный поток бытия, в который втекают отдельные струи времени. Кроме философской, вода несет на себе и большую композиционную нагрузку. Павильоны и беседки возводились с таким расчётом, чтобы их отражение в воде являло собой цельную композицию. Крыши павильонов строились так, чтобы дождевая вода стекала с них наподобие водопада. Небо, отражаясь в водной глади, обретало себе двойника, включалось в игру превращений.

Подобно окружающему нас миру, китайский сад неоднороден, При помощи стен и архитектурных элементов он разделён на множество разных «садов». Путешествие из одного в другой – это цепочка открытий. Перед глазами человека постоянно открываются картины, каких он вовсе не ожидал увидеть.