Французский стиль

Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине 17 в.

Характерная черта регулярного стиля — безраздельное господство дворца над окружающим садом или парком.

Регулярный стиль садового искусства находится в русле идей классицизма. Его лейтмотив — порядок, чёткость плана и строгость линий. Чаще всего, панорама такого парка разворачивается в одной плоскости. Если же рельеф этого не допускает, то территория оформляется в виде просторных террас, которые заканчиваются подпорными стенками и соединяются между собой


Основные элементы:

Регулярный стиль узнать легко. Это обширные партерные пространства, главенство дома, строгая симметрия, прямые линии, зеркальности. Главный вход располагается обычно в нижней части парка, а центральная — в верхней.

Характерными элементами французских садов являются широкая центральная аллея, обсаженная двумя-тремя рядами лип или кипарисов, водные каналы регулярной формы, обширные партеры без деревьев, стриженые боскеты и аллеи, оформленные на пересечении скульптурами и фонтанами.

Всю территорию сада пересекает главная ось, кроме неё, есть ещё второстепенные. Они тоже могут отходить от центра и образуют трёхлучие. Это классический приём оформления дворцовых ансамблей. На пересечении параллельных дорожек образуют площадки, где размещаются небольшие фонтаны с тематическими скульптурами. Например, по главной оси могут находиться скульптуры «главных» богов, а на второстепенных — нимфы, русалки, речные божки. Кроме того, есть площадки закрытого типа. Они располагаются в боскетах.

Аллеи располагались строго параллельно, звездообразно или в виде правильного многоугольника, рассечённого диагоналями и имеющего посередине какой – либо центральный объект (партер, театр, бассейн и т. д.). Перекрестки устраивались или под прямым углом, или в виде звезды; клумбы – круглые, овальные или многогранные. Группы зелёных насаждений размещались геометрически правильно. Цветники, водоёмы и газоны имеют правильную геометрическую форму, во всём царствует симметрия относительно центра дома, въездных ворот т.п.

Основой всякого парка считалась согласованность с ландшафтом, согласованность, иногда нарушающая симметрию. Строитель парка должен был стремиться к естественности и отказываться от всего необычного. Например, зелёный откос следовало предпочитать большой подпорной стене, стриженый зелёный свод – сложной трельяжной конструкции. Не рекомендовалось устраивать густые и мрачные сады, а также слишком увлекаться созданием открытых пространств. По теории, напротив дома или дворца следовало устроить большую аллею с двумя – четырьмя рядами деревьев, завершавшуюся разрывом на границе сада. Этот приём, получивших название «ах-ах», позволял неожиданно раскрыть вид на окружающий ландшафт.

Французским зодчим приходилось использовать малейшие неровности местности, что привело к таким характерным приёмам, как боулингрин, то есть заниженный участок газона, нарушал однообразную ровную поверхность почвы.

Особенная гордость регулярного стиля — ровные зелёные газоны. Они могут придать партерной части сада парадность, а отдалённой части — порядок и уравновешенность.

Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине 17 в.

Характерная черта регулярного стиля – безраздельное господство дворца над окружающим садом или парком.

Цветочное оформление участка в регулярном стиле довольно лаконично и просто. Как правило, это одно или двухцветная кайма из низких однолетников, либо бордюр из стелющихся растений.

Главное место у дворца или дома во французских парках отводилась партерам, которые устраивались в основном из сплошного или вырезного газона, окаймлённого низким бордюром из самшита или небольшой дорожкой посыпанной песком. Их создателем является королевский садовник Ж. Молле. Помимо цветов он вводит в партеры травы, стриженый буксус, а также «мёртвый» материал – песок, толчёный кирпич, уголь. Иногда партеры сплошь засаживали цветами или ставили кадки с подстриженными деревьями. Керамические ёмкости с цветами размещали в определённом ритме, по симметричным схемам.

Молле стремился к композиционной увязке элементов сада, объединяя его квадрату фонтаном. Он развивает итальянский боскет: создаёт высокие стриженые стены из граба, образующие зелёные залы.

Самую большую часть парка занимали боскеты, классификацию которых впервые дал Держан-виль. И. Блондель в четвёртом томе «Курса архитектуры» отметил, что боскет может быть использован как открытый манеж, помещение для танцев, театр из зелени, лабиринт. Кроме закрытых боскетов, создавались открытые посадки – кенконс. Это были прямоугольные площадки, осаженные по квадратам высокоствольными деревьями так, что вид во все стороны был открыт. Кроны деревьев искусно подстригали.

Лесные массивы прорезались просеками для верховой езды и охоты. Спокойная гладь воды, типичная для французского ландшафта и неотъемлемая часть оборонных сооружений замков, органически вошла во французские парки, превратившись в каналы и изысканно оформленные водные партеры.

Важный элемент классического стиля – вода. Она находит своё воплощение в бассейнах с фонтанами, каскадах и пристенных фонтанчиках. Здесь тоже всё подчинено законам геометрии: водоёмы имеют строго симметричную, чаще всего прямоугольную форму.

Эти черты французских садов составили основу для их дальнейшего развития. Влияние итальянского садово- паркового искусства лишь ускорило этот процесс и по-настоящему проявилось в стремлении к целостному планировочному решению – увязке дома с садом, развитию продольно - осевой композиции, единству всех частей и по возможности террасированию рельефа. Но и эти приёмы реализуются по-своему. Всё это предопределило появление нового стиля, который благодаря своей завершённости и непревзойдённости в развитии регулярного стилевого направления получил название классического (или регулярного).

Регулярный стиль за время своего существования пережил периоды расцвета и упадка, оброс новыми приёмами и в таком виде дошёл до наших дней. Его можно встретить в центральных частях садов и парков, насыщенных архитектурными сооружениями, а в городах - на площадях и скверах. Никакой другой стиль не может создать такое ощущение торжественности и парадности.

Сад в регулярном стиле требует очень тщательного ухода, та как естественный рост растений постоянно приходится сдерживать.

В нашей стране классические образцы – садово- парковые ансамбли Петербурга и его окрестностей. Регулярный сад можно создать и в частных владениях. Но при одном условии: во всей красе французский стиль можно представить только на большой территории.